Некоторые новаторские идеи Михаила Глинки в развитии симфонической музыки:
- Использование народно-песенного и народно-танцевального материала в качестве тематической основы произведений. 2 Это один из принципов народно-жанрового симфонизма, который характерен для творчества Глинки. 2
- Применение средств и приёмов развития, характерных для народной музыки. 2 Например, различные приёмы вариантно-вариационного развития. 2
- Подражание в оркестре звучанию народных инструментов или даже их введение в оркестр. 2 Так, в «Камаринской» скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», «Ночь в Мадриде») введены кастаньеты. 2
- Экспериментирование с формой сочинения и использование разных способов оформления музыкального материала. 1 В каждом произведении Глинка находил свой «поэтический сюжет», навеянный впечатлениями окружающей жизни, образами реальной действительности. 4
- Применение принципа обобщённой программности. 14 Композитор не стремился к музыкальному изложению конкретных сюжетных подробностей, программность использовалась им в обобщённом виде. 1
- Сочетание достижений западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии. 2
Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. 5