Некоторые новаторские идеи, которые Игорь Стравинский применял в своих музыкальных произведениях:
- Использование форм и интонационных фигур разных эпох. 1 Композитор играл музыкальными стилями и моделировал новое, при этом его собственный стиль всегда был узнаваем. 1
- Обращение к мифу и древнерусской архаике. 1 Это явление обусловлено общеевропейским стремлением начала XX века к мифологии и национальному фольклору, а также личным предпочтением Стравинского «варварского», «надличного» — индивидуальному. 1
- Поиск новых театральных форм, соединяющих вокальное, танцевальное, инструментальное начала. 1 Композитор вдохновлялся примерами старинных представлений: операми-«масками», мадригальными комедиями, спектаклями театра марионеток. 1
- Изменение отношения к фольклорной мелодии. 2 Например, в «Жар-птице» Стравинский отходит от прямого цитирования, намечая способы продления и сжатия попевки. 2 В «Петрушке» композитор выбирает песни, бытующие в городе, и свободно их сочетает, помещает их в «звуковую среду» гомона толпы. 2
- Использование нерегулярной акцентности. 2 В «Весне священной» традиционную ритмику вытесняет нерегулярная акцентность, коренящаяся в русской народной речи, стихе, пляске. 2
- Открытия в области инструментовки. 2 Это неразрывная связь тембра с характером мелодики, подчёркивание оркестровыми средствами плотности гармонической ткани, декоративно-красочные, фонические эффекты и т. д.. 2