Некоторые музыкальные произведения Роберта Шумана:
- «Карнавал» (1834) — цикл из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров; 3
- «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля); 3
- «Давидсбюндлеры» (1837); 3
- «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера); 3
- «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834); 3
- сонаты (1835, 1835–1838, 1836); 3
- Фантазия (1836–1838); 3
- концерт для фортепиано с оркестром (1841–1845); 3
- «Фантастические отрывки» (1837); 3
- «Детские сцены» (1838); 3
- «Альбом для юношества» (1848). 3
Стилистические особенности творчества Роберта Шумана:
- Многоплановость музыкального языка, которая проявляется в возросшем значении гармонии и своеобразной полифонизации фактуры. 6
- Сочетание простоты с изысканностью, неизменности с неожиданностью — важнейший элемент фортепианного стиля Шумана. 26
- Свободное развёртывание интонационно-тематических структур. 28 Вместо закруглённых мелодий у Шумана чаще появляются лаконичные мотивы-«афоризмы». 2
- Существенная роль ладотонального развития и красочных тональных сопоставлений. 2 Тональные планы его циклических сочинений — одно из важнейших средств композиционного «скрепления» частей целого. 2
- Использование пунктированных ритмов, синкоп, полиритмических эффектов. 6 Выдержанный ритмический фон оттеняет выразительные детали гармонии, капризной мелодии, полимелодической фактуры. 6