Некоторые литературные мотивы и образы, связанные с железной дорогой в русской поэзии Серебряного века:
- Амбивалентная интерпретация. 1 С одной стороны, железная дорога вызывает ощущение страха и смерти, с другой — радости. 1
- Зооморфные и антропоморфные образы. 12 Например, поезд представлен как животное (змеёй скользнули поезда, лошадь-паровоз) или как человек (поезд плачется, поезд как дитя). 2
- Мифологические образы. 2 Поезд может изображаться в виде мифологических персонажей (пышут намордники гарпий, прожорливый Минотавр). 2
- Представление железной дороги через другие предметы. 1 Например, железная дорога или её компоненты могут описываться в терминах музыкальных инструментов (поезд-скрипка) или оружия (поезд = стрела, а город = лук). 1
- Соотношение «поезд — стихия». 2 Например, неперсонифицированное представление поезда выражается через соотношение «сверлился бурей, метет глухой многогорбой пургой». 2
- Использование номинаций, связанных с внутривокзальными постройками. 1 К ним относятся станция, вокзал, платформа, перрон, залы, поездная площадка. 1
- Изображение работников железной дороги. 2 Они представлены как одушевлённые «предметы», выполняющие всегда одну и ту же функцию (проводник, кондуктор, машинист, стрелочник, вагоновожатый, вожатый, станционный сторож). 2
- Изображение подножки. 2 В поэзии конца XIX — начала XX веков подножка изображена как последняя надежда и смертельно опасное явление. 2