На развитие ментальной арифметики в странах Восточной Азии повлияли, в частности, следующие культурные традиции:
Использование счётных инструментов. tochka-school.ru Ещё в III тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне для вычислений применяли простейшие устройства — доски с бороздками, заполненными песком, или камешки, которые передвигали для подсчёта. tochka-school.ru Эти примитивные абаки стали прародителями всех последующих счётных инструментов. tochka-school.ru
Применение китайского суаньпаня. tochka-school.ru znatik.ru Китайские торговцы и учёные использовали этот инструмент для подсчёта налогов, измерения земель и даже астрономических расчётов. tochka-school.ru Суаньпань заложил основу для визуализации чисел — ключевого принципа ментальной арифметики, когда абстрактные цифры превращаются в осязаемые образы. tochka-school.ru
Использование японского соробана. tochka-school.ru В XIV веке суаньпань попал в Японию через торговые связи с Китаем и был усовершенствован в соробан. tochka-school.ru Японцы упростили конструкцию, что сделало соробан более компактным и быстрым в использовании. tochka-school.ru К периоду Эдо (1603–1868 гг.) он стал неотъемлемой частью японской культуры и образования. tochka-school.ru
Обучение работе с соробаном. tochka-school.ru В XIX веке в японских школах начали обучать детей работе с соробаном, а соревнования по счёту выявили способность некоторых учеников: они могли выполнять вычисления, не касаясь инструмента, представляя его в уме. tochka-school.ru Это стало первым шагом к ментальной арифметике как методике. tochka-school.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.