Некоторые композиторы XIX века, использовавшие лейтмотивы в своих произведениях:
К. М. Вебер. www.belcanto.ru В опере «Вольный стрелок» (1821) противоборство светлых и тёмных сил отразилось в развитии сквозных тем и мотивов, объединённых в две контрастирующие группы. www.belcanto.ru
Р. Вагнер. www.belcanto.ru spb.hse.ru В опере «Летучий голландец» (1842) кульминационные моменты драмы отмечены появлением и взаимодействием лейтмотивов Голландца и Сенты, символизирующих одновременно «проклятие» и «искупление». www.belcanto.ru Особенно развёрнуто и богато лейтмотивная система Вагнера представлена в его тетралогии «Кольцо Нибелунга». spb.hse.ru
Г. Берлиоз. spb.hse.ru vk.com Одно из основополагающих произведений романтизма, выполненных в лейтмотивной технике, — «Фантастическая симфония». spb.hse.ru Лейтмотив «Возлюбленной» пронизывает каждую часть и каждую тему симфонии, преображаясь в каждой части соответственно преобладающему настроению и сюжету. spb.hse.ru
Дж. Верди. www.belcanto.ru Он предпочитал при помощи лейтмотивов выражать лишь центральную идею оперы и отказывался от применения системы лейтмотивов (исключение — «Аида», 1871). www.belcanto.ru
М. И. Глинка. www.belcanto.ru В опере «Иван Сусанин» композитор разработал свои принципы музыкально-тематических повторов. www.belcanto.ru
П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. www.belcanto.ru Во второй половине XIX века эти русские композиторы пришли к относительно широкому использованию лейтмотивов. www.belcanto.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.