Нельзя однозначно сказать, какие композиторы внесли наибольший вклад в развитие оперной увертюры. Некоторые из тех, кто повлиял на этот жанр:
- К. В. Глюк. 23 Впервые перенёс сонатно-симфонический принцип развития в оперу. 2 Глюк считал, что увертюра должна быть «вступительным обзором содержания» оперы. 2
- Л. Бетховен. 15 Усилил тематическую связь увертюры с музыкой оперы в своём «Фиделио». 1 Бетховен закрепил тип героико-драматической программной увертюры в музыке к драмам («Кориолан», «Эгмонт»). 5
- Немецкие композиторы-романтики. 15 Развивали традиции Бетховена, насыщали увертюру тематизмом оперы и отбирали для неё наиболее важные музыкальные образы, часто — лейтмотивы. 15
- М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и другие. 5 Создали особый тип национальной характеристической увертюры, часто с использованием народных тем (например, «испанские» увертюры Глинки, «Увертюра на темы трёх русских песен» Балакирева и другие). 5