Некоторые композиторы и произведения, прославившиеся использованием лейтмотивов:
Композиторы:
- Рихард Вагнер. 45 В своих операх сделал лейтмотивы едва ли не главным принципом музыкальной композиции. 5 Особенно много их в тетралогии «Кольцо нибелунга», где лейтмотивами характеризуются не только герои, но и их чувства, и даже отдельные предметы. 5
- Клод Дебюсси. 1 Использовал лейтмотивы в опере «Пеллеас и Мелизанда» (1902). 1
- Арнольд Шенберг. 1 Применял сложный набор лейтмотивов в хоровом произведении «Gurre-Lieder» (завершено в 1911 году). 1
- Ратленд Боутон. 1 Лейтмотив был главной особенностью оперы «Бессмертный час», постоянно повторяющиеся, запоминающиеся мелодичные лейтмотивы способствовали широкой популярности произведения. 1
Произведения:
- Опера Вебера «Вольный стрелок» (1821). 2 Противоборство светлых и тёмных сил отразилось в развитии сквозных тем и мотивов, объединённых в две контрастирующие группы. 2
- Опера «Летучий голландец» (1842). 2 Кульминационные моменты драмы отмечены появлением и взаимодействием лейтмотивов Голландца и Сенты, символизирующих одновременно «проклятие» и «искупление». 2
- Сюита «Шехеразада» (1888). 2 Посредством контрастных лейтмотивов обрисованы грозный Шахриар и нежная Шехеразада. 2