Некоторые художественные приёмы, которые используют художники при создании натюрмортов с мёртвой природой:
- Символика предметов. 1 Песочные часы напоминают о быстротечности жизни, букеты цветов — о увядании и преходящем, дымящиеся лампы и трубки — о кратковременности, королевские регалии — о богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмёшь. 1 Особо выделяется человеческий череп — яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования, и огарок свечи — символ угасшей жизни. 1
- Композиционные схемы. 5 В центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника. 5 Круг подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. 5 Диагональ даёт подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. 5
- Композиционный центр. 5 Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. 5 Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта. 5
- Ритм. 25 Расставляя предметы, следят за их чередованием, повторяемостью — ритмом. 5 Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие. 5
- Цветовая гармония. 5 Выбираются драпировки и объекты, гармоничные по цвету. 5
- Разнообразие текстур и фактур. 5 Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчёркивают различие друг друга. 5