Некоторые достижения живописи XVII века:
- Усиление авторского начала. 3 Многие иконы имели подписи, всё чётче ощущались отличия в творческой манере мастеров. 3
- Появление новых жанров: пейзаж и портретная живопись. 5 Портреты того времени назывались «парсунами». 5
- Развитие фресковой живописи. 5 Фрески стали более бытовыми, в них явно прослеживается интерес к повседневности человека. 5 Внимание от библейских персонажей перешло на элементы пейзажа, быта вокруг. 5 Пример фрески XVII века — «Воскрешение сына сонамитянки». 5
- Интерес к изображению человеческого лица. 15 Например, в работах Симона Ушакова аскетические лица приобретали живые черты. 1
- Использование новых средств передачи объёма. 4 Художники использовали светотень вместо условно символического контура. 4
- Постепенное вытеснение темперной техники масляной. 4 Обострялось чувство фактуры — художники учились изображать мех, бархат и т. п.. 4
- Появление разных видов станковых произведений, монументальной росписи (панно и плафоны), миниатюр. 4
- Появление аллегорических, мифологических и религиозных сюжетов. 4
Также в XVII веке впервые в России мастера попытались заговорить языком искусства о простом, земном человеке. 3