Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха звучат мощно и драматично. 13 Рельефность и «объёмность» музыкальных образов роднит их с образами оперно-ораториальной музыки. 1
Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. 2 Музыкальный материал токкаты насыщен драматическими элементами. 1 Напряжение первых фраз передаётся дальше, наполняет все пассажи, секвенции, придаёт аккордам патетический характер. 1 Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями. 1 Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершённость и даёт понять, что это ещё не финал. 2
Фуга является четырёхголосной. 2 Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. 2 Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. 2 Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. 2 Реприза, возвращающая произведение фуга в ре минор, начинается со стретты. 2 Кода представляет собой несколько импровизационных контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). 2
Прослушать токкату и фугу ре минор можно, например, на сайте my.mail.ru. 5