В литературе и мифологии женские архетипы проявляются по-разному.
В мифологии часто используется тройственное восприятие женственности, которое выражается в образах трёх персонажей или в виде одной сверхъестественной сущности. 1 Например, в скандинавских мифах рассказывают о трёх норнах: юной Скульд, зрелой Верданди и дряхлой Урд. 1 В греческой мифологии тройственностью наделена богиня Геката, покровительница ночи, магии и всего таинственного. 1 Она может в соответствии с фазами луны являться молодой девушкой, женщиной средних лет и старухой. 1
В литературе женские архетипы, как правило, связаны с чем-то таинственным и мистическим. 1 Так, в повести Н. В. Гоголя «Вий» ведьма может в зависимости от ситуации выглядеть юной или дряхлой. 1 В античной литературе мифологический образ женщины воплощался в персонажах, обладающих не только физической красотой, но и мощным символическим значением. 2 Богини, такие как Афина, представляющая мудрость и стратегию, или Афродита — символ любви и соблазна, демонстрировали двойственность женской силы. 2
В древнерусской литературе женский образ часто ассоциировался с мистической силой и жертвенной преданностью. 2 Женщину изображали как стержень семейных уз, главную хранительницу духовных и культурных ценностей. 2
В современной литературе авторы обращаются к древним архетипам, перерабатывая их или создавая новые интерпретации женского образа. 2 Женские персонажи становятся центральными фигурами в борьбе за равенство и справедливость, что отражается в их внутренней динамике и смелых поступках. 2