В XVI веке каприччио называли многоголосные вокальные пьесы типа мадригала. 1 В конце XVI и начале XVII веков термин стали применять к инструментальным полифоническим пьесам, в основном имитационного склада, порой свободного построения. 1 Например, «12 каприччи» для органа Дж. Фрескобальди (1624). 1
В начале XVII века немецкий композитор, теоретик и органист Михаэль Преториус впервые сформулировал определение каприччио: это свободно импровизируемая фантазия, не связанная какой-либо схемой тематического развития. 2
К середине XVIII века название каприччио стали использовать для каденций, которые сочиняли сами композиторы. 23 Например, каденции-каприччио Пьетро Локателли к его 12 скрипичным концертам (1732). 23
В эпоху романтизма акцент в жанровом обозначении «каприччио» сместился в сторону «виртуозного изыска» сочинения. 3 В этом смысле наиболее показательны 24 каприса для скрипки соло Никколо Паганини. 3
К XIX веку в использовании термина исчезли всякие остатки обязательности, и произведения с жанровым обозначением «каприччио» могли носить любой характер в отношении объёма и инструментального состава. 2 Появились, например, «Блестящее каприччио для фортепиано с оркестром» Феликса Мендельсона (1832), «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты» Глинки (1845), «Итальянское каприччио» Чайковского (1880), «Испанское каприччио» Римского-Корсакова (1887). 3
Ответ сформирован YandexGPT на основе текстов выбранных сайтов. В нём могут быть неточности.
Примеры полезных ответов Нейро на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Нейро.