Жанр dungeon crawl (подземелье) повлиял на развитие современной литературы, в частности через влияние настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. 24
Система D&D, где каждый мог примерить роль отважного воина, хитрого вора или могущественного мага, открыла дверь в мир коллективного творчества. 2 Мастера игры становились рассказчиками, а игроки — соавторами историй, которые рождались за столом в процессе игры. 2
Многие авторы фэнтези, выросшие на D&D, привнесли в свои произведения элементы, характерные для ролевых игр. 2 Чёткое разделение на классы и расы, система магии с конкретными правилами, акцент на развитие персонажа — всё это можно найти в книгах Роберта Сальваторе, Рэймонда Фейста, Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена. 2
Также влияние D&D проявилось в появлении поджанра «литературы по игровым мирам», где каноничные истории сосуществуют с фанатскими интерпретациями. 2
Кроме того, возник жанр «литRPG», напрямую имитирующий структуру компьютерных и настольных RPG. 2 Герои таких произведений буквально живут по игровым законам: видят интерфейс с характеристиками, выполняют квесты и повышают уровень. 2