Выражение memento mori (помни, что ты должен умереть) повлияло на искусство и архитектуру Европы, создав символические образы, которые напоминали о неизбежности смерти. 13
В искусстве концепция memento mori породила особые жанры, например**:
- «Пляску смерти» (Danse Macabre). 2 Эта аллегория была популярна в европейском искусстве XIV–XV веков. 2 На фресках и гравюрах смерть в виде скелета вела хоровод, в который были вовлечены представители всех сословий. 2
- Vanitas. 24 Это особый тип натюрморта, призванный напомнить зрителю о тщете всех земных дел. 2 На таких картинах изображали предметы-символы: человеческий череп, угасающую свечу, песочные часы, увядающие цветы, гниющие фрукты, мыльные пузыри, перевёрнутые бокалы. 2
В архитектуре концепция memento mori нашла прямое выражение, например:
- В готических соборах появились горгульи и химерические фигуры, которые напоминали о демонах смерти и тщетности жизни без Бога. 2
- В надгробной скульптуре в XIV–XVI веках европейская знать заказывала себе надгробия в виде лежачих мраморных фигур-покойников (транзи), изображённых как истлевшие трупы с обнажёнными костями. 2
- В церковной архитектуре возникли специальные капеллы черепов. 2 Например, в португальской Эворе капелла дос Оссос (XVII век) целиком выложена костями около 5 тысяч монахов, а над входом — эпиграф: «Мы, кости здесь лежащие, ждём ваших костей». 2