В. В. Голявкин показывает дисгармоничность мира в представлении ребёнка через противопоставление детей и взрослых. 4 И те, и другие не понимают друг друга и бывают неосознанно жестоки. 4
Например, в рассказе «Пароход и лошадь» первоклассник хвалится тем, что умеет замечательно рисовать пароходы, — хвалится до тех пор, пока другой мальчик в ответ не нарисовал лошадь. 4 «Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я больше не хвалился своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда!». 4 В этом примере звучит горькая догадка об ограниченности человеческих возможностей, о том, что есть в жизни непреодолимые барьеры и недостижимые мечты. 4
Также дисгармоничность мира проявляется в том, что ребёнок встречается с людьми, которые подшучивают над ним, а он всё это воспринимает всерьёз. 1 Например, в сцене, когда двое предлагают ему подтолкнуть дом, который криво стоит. 1