Валентин Гафт стал известным театральным и киноактёром благодаря ряду факторов и сотрудничеству с известными режиссёрами.
В театре первый успех пришёл к Гафту в 1964 году, когда он попал в Театр имени Ленинского комсомола («Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. 14 Актёр считал важными в своей карьере роли в постановках Эфроса: Евдокимова в «104 страницах про любовь» по Эдварду Радзинскому, Маркиза д’Орсиньи в «Мольере» по Михаилу Булгакову, Василия Солёного в «Трёх сёстрах» по Антону Чехову. 2
Затем Гафт устроился в театр «Современник», куда его пригласил Олег Ефремов. 1 Здесь актёр сыграл свои лучшие роли: «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К», «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». 1 До конца жизни Гафт оставался ведущим актёром «Современника», сыграв там более 30 ролей. 1
В кино известность пришла к Гафту после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. 14 Актёра называли одним из любимых артистов Рязанова, которого тот регулярно приглашал играть в собственных кинолентах. 4 Фильмы с участием Гафта вошли в золотой фонд советского кинематографа. 4
Некоторые работы актёра, которые сделали его знаменитым: «Гараж», где он сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, «О бедном гусаре замолвите слово», где исполнил роль полковника Покровского, «Забытая мелодия для флейты», где изобразил чиновника Одинокова. 14
Кроме того, в числе работ Гафта — фильмы «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Чародеи», «Сирота казанская», «17 мгновений весны», «Мастер и Маргарита» и многие другие. 1 Всего актёр снялся в около 100 фильмах и телевизионных спектаклях. 1