Понятие грации в искусстве и литературе по-разному выражалось в разных культурах, например:
- В Древнем Риме грациями называли древнегреческих харит — богинь женских радостей, воплощающих доброе, радостное, юное начало жизни. 1 Грации — подруги муз, покровительниц искусств, они сопровождают Гермеса, Афину (Минерву). 1 Римских граций также отождествляли с греческими орами, которые охраняли «небесные врата» и кружились в хороводе, символизируя круговращение времён года. 1
- В искусстве Итальянского Возрождения понятие «грация» трактовалось как «прелесть», одновременно телесная и духовная, внешнее проявление красоты. 1 Б. Кастильоне в сочинении «Книга о придворном» объяснял грацию как «дарованное небом чувство изящного», которое проявляется субъективно, но «обязательно легко и непринуждённо». 1
- В средневековом искусстве три грации — это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда игральные кости. 2
- В эпоху Просвещения Ф. Шиллер в своей работе «О грации и достоинстве» доказывал связь грации с движением, утверждая, что «грация может быть свойственна только движению, так как изменения в душе могут проявиться только как движение». 2
- В эстетике Барокко грация, наряду с кортезией (вежливость, нежность, любезность), одна из основополагающих категорий. 1 В отношении изобразительной формы грацию понимали как внутреннее, сдержанное качество в отличие от внешнего, физического. 1