В литературе и кинематографе тему двойников используют для раскрытия персонажей, подчёркивая двойственность, амбивалентность их личности. 4
В литературе двойник может представлять собой пару равнозначных героев, сходство которых обусловлено их сюжетной и идейной функцией. 1 Также часто встречается пара «оригинал — копия», где оригинал занимает центральное положение в системе персонажей, а копия олицетворяет ту или иную сторону его сущности. 1
Некоторые примеры использования темы двойников в литературе:
- «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона. 1 Главный герой повести, доктор Джекил, хотел стать порядочным человеком, поэтому решил отделить свою порочную сторону от положительной. 1 Но эксперимент вышел из-под контроля, тёмная сторона взяла верх над «оригиналом». 1
- «Чёрный монах» А. П. Чехова. 3 Призрак Монаха здесь является «вторым Я» главного героя Коврина, его персонифицированным честолюбием. 3 Диалоги с призраком — это внутренний монолог героя. 3
- «Вильям Вильсон» Э. По. 14 Двойник здесь выступает как непрошеное напоминание душевной непривлекательности героя. 1
В кинематографе двойник может быть основой сюжета, где показывается раздвоенность главного героя и появление альтер-эго в виде демонического двойника. 4
Некоторые примеры использования темы двойников в кинематографе:
- «Королевство кривых зеркал». 1 Здесь второе «я» помогает главной героине взглянуть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону. 1
- «Пыль». 3 В этом фильме С. Лобан использует мотив двойника, рисуя портрет современного обывателя, чьё бессознательное следование образцу — двойнику — подогревается массовой культурой. 3