Система профессиональной реставрации фарфора включает несколько этапов: 3
- Визуальное исследование. 3 Его проводит хранитель фонда совместно с художником-реставратором. 3 Основанием для начала реставрации могут стать необходимость использования предмета в музейной экспозиции или на выставке и начало процессов, ведущих к ухудшению сохранности памятника. 3
- Определение методики реставрации. 3 Она может носить консервативный характер (остановка разрушительных процессов, очистка от поверхностных загрязнений) или комплексный (изучение истории создания и бытования музейного предмета, поиск иконографии, проведение технико-технологического исследования и саму реставрацию). 3 Методика составляется по результатам предварительных изысканий, обсуждается на Реставрационном совете музея и утверждается протоколом. 3 После этого хранитель передаёт музейный предмет в реставрационную мастерскую. 3
- Процесс реставрации. 4 Он включает зачистку будущего места склейки (перед этим снимают всю старую реставрацию или обезжиривают склеиваемые поверхности). 4 Затем фрагменты склеивают профессиональным клеем. 4 В образовавшиеся зазоры закладывают специальный состав, который не желтеет со временем, не имеет временной и температурной усадки. 4 После этого место стыка абразивным инструментом обрабатывают: сначала шлифуют, затем полируют. 4 Далее грунтуют, после высыхания загрунтованной поверхности подбирают цвет краски и красят место реставрации, восстанавливают рисунок или живопись. 4 В конце изделие лакируют. 4
Длительность процесса реставрации зависит от поставленной задачи и её сложности. 3 Например, реставрация сложной многофигурной композиции с большим количеством утрат и отсутствием аналогов может продлиться несколько лет. 3
В процессе реставрации фарфора используют клеи, мастики, шпатлёвки, краски, лаки, растворители и другие материалы. 3 Основное требование к ним — обратимость, то есть возможность их снятия или смывки без повреждения поверхности или авторского слоя. 3