Творческое мышление в произведениях детской литературы проявляется, например, в следующих аспектах:
- Воссоздание художественных образов. 2 В процессе литературного чтения читатель эстетически переживает изображаемые жизненные события и переводит их в художественные образы. 2 Он создаёт собственное видение художественного образа, не тождественное авторскому. 2
- Изменение сюжетных линий. 4 Ученики могут развивать фантазию через изменение сюжетных линий, добавление новых персонажей, трансформацию их характеристик или придумывание альтернативных концовок известных историй. 4
- Сочинительство. 34 Один из эффективных приёмов для развития творческих способностей детей — сочинительство сказок, которое способствует самовыражению. 3
- Прогнозирование сюжета. 3 На определённом этапе развития сюжета ребёнку предлагают прервать чтение и задать вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. 3
- Сравнение нескольких произведений. 3 Это творческая работа, которая носит исследовательский характер. 3 Например, дети сравнивают начала сказок и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т. д.. 3
Таким образом, творческая природа произведений детской литературы заключается в том, что читатель становится участником творческого процесса, где он сам создаёт новые элементы литературного мира. 2