В эпоху барокко токката развивалась в нескольких направлениях: 3
- У венецианских композиторов (К. Меруло) сложилась трёх- или трёх-пятичастная форма, основанная на чередовании аккордово-фигуративных и фугированных частей. 3
- У Фрескобальди появилась токката с финальной канцоной или ричеркаром в рамках контрастно-составной формы (позже — токката и фуга). 3
Некоторые особенности развития токкаты в эпоху барокко:
- Первоначально токкаты использовались в качестве вступления к церковным службам, не исполнялись вне стен храма. 1
- Итальянский композитор Фрескобальди впервые начал писать произведения этого жанра для концертного исполнения на мероприятиях светского характера. 1 Он создал первые музыкальные циклы, состоящие из токкаты и фуги или мотета, объединённых под одной обложкой нотного издания. 1
- Немецкий органист Букстехуде начал вводить в собственные произведения данного жанра элементы полифонии. 1 Его токкаты для органа соединили принципы, заложенные Фрескобальди, с полифоническими приёмами северо-немецкой школы. 4
- Наивысшей точки развития жанр достиг в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. 14 Его токкаты, изначально написанные в качестве вступлений к другим музыкальным опусам, были настолько совершенны и обладали такой силой эмоционального воздействия на слушателей, что впоследствии они нередко исполнялись как самостоятельные номера. 1