Тема двойничества и расщепления личности часто отражается в литературных произведениях через появление персонажей-двойников, которые олицетворяют ту или иную сторону души героя. 2
Некоторые примеры:
- «Двойник» Ф. М. Достоевского. 4 Голядкин-младший является зеркальным отражением Голядкина-старшего, подчёркивая его внутренние страхи и социальные неуверенности. 4
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. 4 Грушницкий в своём стремлении стать общественно признанным контрастирует с Печориным, который избегает общественного одобрения и часто действует цинично. 4
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. 4 Свидригайлов является тёмной стороной Раскольникова, он демонстрирует крайности, до которых может дойти человек, освободившийся от моральных оков. 4
- «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. 4 Иван и Алёша являются идеологическими двойниками, противопоставляя атеизм и материализм Ивана духовности и вере Алёши. 4
- «Отцы и дети» И. С. Тургенева. 4 Базаров и Павел Петрович представляют собой двойников-антагонистов, символизирующих конфликт между старыми порядками и новым поколением. 4
Также в литературе двойничество может проявляться через смешение фантастического и реального планов повествования, как, например, в произведениях Н. Гоголя («Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Портрет» и другие). 3
Ещё один пример — роман Д. Вересова «Третья тетрадь», где у героини возникает духовный двойник (внутренний близнец) вследствие психологической раздвоенности личности. 3