Струнное трио по-разному используется в концертной музыке разных эпох:
- В эпоху барокко типичным жанром для этого ансамбля была трио-соната. 34 Обычно она сочинялась для трёх инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. 4
- В классической эпохе для струнного трио характерны, например:
- Большое трио, являющееся камерной версией оркестрового дивертисмента, состоящее из 4–6 частей (такой тип встречается в творчестве В. А. Моцарта и Л. Бетховена). 1
- Блестящее концертное трио — трёхчастная композиция, представляющая своеобразную сонату для ансамбля (Р. Крейцер, Л. Боккерини, А. Ролла). 1
- Небольшие концертно-учебные сочинения, двухчастные циклы по типу сонатины (Дж. Камбини). 1
В XIX веке обращение к жанру струнного трио было эпизодичным, среди значимых произведений этого периода — трио Ф. Шуберта, С. Франка, К. Райнеке. 1
В XX веке в жанре струнного трио экспериментировали, например, Д. Мийо, М. Регер, П. Хиндемит, А. Шёнберг, А. Веберн, Э. Кшенек, Б. Мартин, К. Пендерецкий, С. Губайдулина, А. Шнитке, Э. Денисов, Б. Чайковский, Ю. Рёнтген и другие. 1