Образы сельских жителей в советском кино создавались с учётом идеологических и культурных заказов общества, а также авторских представлений об окружающем мире. 3
В 1920–1930-е годы фильмы о селе выполняли агитационную функцию, не отражая жизнь деревни, а скорее моделируя образы, необходимые для решения задач социалистического строительства. 1 Преобладала подача сельского мира как отсталого и тёмного или хотя бы традиционно-этнографичного. 1
В послевоенный период возникла потребность создать более привлекательный образ деревни, что достигалось за счёт романтизации деревенской жизни. 1 Главным героем деревенского кино выступал не «исторический герой», а простой человек. 1 Это могли быть простые, честные, наивные, иногда немного странные люди, которые вызывали любовь и уважение. 1
Особое место в галерее образов деревенских жителей занимали образ руководителя (колхозного председателя) и образ сельской женщины (крестьянки). 1
В 1950–1980-е годы деревенское кино выделилось в самостоятельное художественное направление со своей проблематикой, эстетикой, идеологией и своим зрителем. 3 Для этого периода характерны стремление к достоверной реконструкции деревенского быта и одновременная поэтизация деревни как особого мира, наполненного искренними чувствами, мудростью, подлинной нравственностью. 3