Для создания миниатюр в византийской книжной миниатюре использовали минеральные краски и золото. 3 Сначала делали подготовительный рисунок, затем в несколько слоёв наносили краски, прописывали изображение белилами и прорисовывали мелкие детали. 3
Миниатюры византийских рукописей располагались либо на отдельных листах, либо среди строк текста и на полях: 2
- На отдельном листе миниатюра ограничивалась декоративной рамой и всегда имела окрашенный или покрытый золотом фон. 2 Для фона употреблялось листовое золото: тонкие квадратные листки наклеивали на специальный грунт, наложенный на пергамент. 2 Грунт придавал золотому фону небольшой рельеф, усиливая его переливчатый блеск. 2
- Среди строк текста изображения, как правило, не очерчены рамкой, и фон их не окрашен. 2 Внизу их ограничивает линия почвы. 2 С боков роль рамки выполняют архитектурные детали или пейзаж. 2 Композиция этих миниатюр разворачивается по фризу, а длина их соответствует длине строки. 2 Такая иллюстрация органично включается в столбец текста, повторяя ритм его строк. 2
- На полях миниатюры не имеют ни рамки, ни окрашенного фона. 2 Они помещаются рядом с теми словами, которые иллюстрируют, а иногда даже связаны с ними тонкими линиями. 2
Наиболее высокохудожественные рукописи создавались в придворных мастерских Константинополя по заказам сановной элиты. 1