Соната как самостоятельный музыкальный жанр сформировалась в XVII веке. 1 Изначально это были пьесы полифонического склада, который впоследствии сменился на гомофонно-гармонический способ музыкального изложения. 14 Количество частей в сочинениях было различным, от одной до пяти. 14
В эпоху венского классицизма соната воспринималась как один из самых сложных и богатых жанров камерной музыки. 1 Особого расцвета клавирные сонаты достигли с появлением молоточкового фортепиано. 1 Композиторы венской классической школы, такие как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи, внесли значительный вклад в развитие жанра, совершенствуя форму «сонатного allegro» и создавая произведения в виде трёхчастного или реже четырёхчастного цикла с быстрыми крайними частями. 14
В эпоху романтизма жанр сонаты продолжил интенсивно развиваться. 1 Композиторы обогащали и переосмысливали его, насыщая новыми образами, характерными для романтической поэмности. 14 В сочинениях стало сильнее проявляться мелодическое начало, в основе которого часто лежали элементы народных мелодий и песен. 1 Появились новые приёмы выразительности, подчёркивающие особую красоту гармонического и мелодического языка. 14
В XX веке соната продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку. 4 При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали сонате совершенно иной облик. 4 Среди композиторов, внесших вклад в развитие жанра, можно выделить Габриеля Форе, Мориса Равеля, Поля Дюка, Клода Дебюсси, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого. 14
Высочайшего пика в своём развитии соната достигла в творчестве Людвига ван Бетховена. 4 Ему присущи особая глубина содержания, широкий круг образов, яркая конфликтность, симфоническая масштабность и размах. 4