Для съёмки хоббитов и гномов в экранизации Толкина использовали различные приёмы: 14
- Принудительная перспектива. 1 Чтобы гномы казались меньше, их отодвигали подальше от камеры. 1 При этом чётко соблюдали пропорции: если хоббиты были на одну четверть меньше других героев, то их отодвигали на четверть расстояния, которое было между другими актёрами и техникой. 1
- Передвижение актёров вместе с камерой. 1 Так в кадре получалось сохранить уменьшенные пропорции. 1 Команда брала две тележки и использовала технологию motion control: на одну тележку ставили камеру, на другую — героя или декорацию. 1
- Создание одинаковых моделей реквизита в разных размерах. 1 Например, дом Бильбо Бэггинса построили в двух экземплярах: большой использовали при съёмках хоббита, маленький дом задействовали в кадрах с Гэндальфом, чтобы показать громадность волшебника. 1
- Большие размеры костюмов. 1 Актерам приходилось вставать на ходули и одеваться в созданные плащи и штаны. 1 Руки заменяли искусственные кисти. 1
- Использование дублёров-карликов. 1 Эти актёры привлекались, когда снимали сцены, где не видны лица главных героев. 1 Во избежание ляпов реквизиторы создавали для каждого карлика латексную маску и парик. 1
Также в фильме «Хоббит» для съёмки персонажей разного роста использовали систему фиксации движения. 3 Актеров снимали одновременно на двух разных съёмочных площадках, разнесённых метров на 15, и двумя отдельными камерами. 3 Главный (ведущий) съёмочный аппарат оборудовали системой, фиксирующей все его перемещения. 3 Полученные данные пересчитывали с учётом масштабных коэффициентов и передавали ведомому съёмочному аппарату на вторую площадку (с зелёным хромакейным экраном). 3 В результате вторая камера двигалась в полном соответствии с первым аппаратом. 3