Фридерик Шопен возродил прелюдию на романтической основе, изменив её назначение и цель. 1 Для композитора-романтика наибольшей притягательностью обладали импровизационность и миниатюризм — существенные приметы прелюдии. 1
Шопен превратил прелюдию в самостоятельную инструментальную миниатюру, в которой форма рождается в динамике творческого процесса. 14 Импровизационность раскрепощала от стесняющих уз, накладываемых «заданностью» формы, а миниатюризм располагал к откровенности лирического высказывания. 1
Композитор написал 26 прелюдий, 24 из которых организовал в единый цикл, затрагивающий все тональности. 5 Этот цикл стал настоящей «энциклопедией романтизма», вобравшей все типичные для этого направления образы, жанры, интонации, принципы формообразования. 5