С 1980-х годов до наших дней русский рок развивался следующим образом:
- В 1980-е годы русский рок достиг расцвета благодаря ослаблению цензуры в СССР. 45 Появились рок-клубы, крупные фестивали, такие как «Рок-панорама» (1986–1987), «Литуаника» (1985–1989), «Черноголовка», «Подольск» (1987), «СыРок» (1988–1992). 45 Прототипом русской рок-музыки стали такие направления англо-американской рок-музыки, как хард-рок, хеви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично постпанк. 45
- На рубеже 80-х и 90-х годов русский рок окончательно перестал быть андеграундом. 2 Вышли в свет фильмы с участием культовых музыкантов, например «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым. 2 Музыка русских рокеров («Наутилус помпилиус», «Сплин», «Би-2» и другие) стала саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2». 2
- В 90-е годы русский рок потерял значение культуры протеста и начал превращаться в часть шоу-бизнеса. 2 Появились такие группы, как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!». 24
- К концу 1990-х годов звучание русскоязычной рок-музыки стало ближе к мировым тенденциям в музыке, и в итоге она смешалась с другими жанрами и направлениями. 3
- С начала 2000-х годов в России постепенно возрождается блюз и блюз-рок, существенно обогащая музыкальную палитру. 3 В середине 2000-х годов в русском роке вновь начали звучать протестные нотки. 3
- На протяжении 2000-х и 2010-х годов российский рок, за исключением нескольких случаев, стал менее политичным и общественным, превратившись в музыку, в значительной мере ориентированную на западные тенденции. 3
В XXI веке в России существуют практически все жанры рок-музыки, из-за чего «русский рок» стал более размытым понятием. 45