Рихард Штраус использовал жанр симфонической поэмы, переплетая музыку и повествование. dzen.ru Композитор мастерски сплёл воедино различные музыкальные мотивы, каждый из которых представлял отдельного персонажа или событие в истории. dzen.ru
Некоторые примеры использования жанра симфонической поэмы Штраусом:
- «Тиль Уленшпигель». dzen.ru Композиция начинается с игривой и озорной темы, изображающей самого Тиля Уленшпигеля. dzen.ru Музыка отражает его хитрый и авантюрный дух через живые и виртуозные пассажи оркестра. dzen.ru
- «Так говорил Заратустра». www.belcanto.ru blog.skillbox.by Поэма создана под впечатлением от книги Фридриха Ницше. blog.skillbox.by В основу произведения легли девять глав из книги, которые композитор расположил в своём порядке и воплотил в музыке. blog.skillbox.by Основу драматургии поэмы составляет сопоставление двух образов: с одной стороны — человек, мятущийся и одинокий, с другой — окружающий его мир. www.belcanto.ru
- «Дон Жуан». blog.skillbox.by Произведение создано по мотивам поэмы Николауса Ленау, написанной по мотивам легенды о покорителе женских сердец доне Жуане. blog.skillbox.by Партитура содержала текст Ленау. blog.skillbox.by
Как правило, Штраус избегал помещать программу в своих партитурах, ограничиваясь красноречивыми названиями и подзаголовками, исполнительскими ремарками, иногда — комментариями в самой партитуре к основным темам и эпизодам. bigenc.ru