Режиссёры создают эффект клаустрофобии в кино без физического ограничения пространства с помощью различных художественных средств, например:
- Использование обрамлений и света. dzen.ru Активное применение теней и слабого освещения делает маленькое пространство ещё более тесным. dzen.ru
- Применение крупных планов. nacasting.ru Камера, расположенная в метре от актёра, усиливает клаустрофобию — зритель «сжимается» вместе с героем. nacasting.ru
- Ракурс «с потолка». nacasting.ru Съёмка сверху, когда голова героя внизу кадра, даёт ощущение, что пространство над ним закрыто. nacasting.ru
- Использование длиннофокусного объектива. media.contented.ru Такой приём уменьшает пространство, и у зрителя может возникнуть эффект клаустрофобии, когда стены подступают вплотную к персонажам. media.contented.ru
- Применение «голландского угла». media.contented.ru Суть приёма в том, что рамки кадра не параллельны горизонту, и изображение всё время куда-то падает и плывёт. media.contented.ru Такой приём нужен, чтобы передать безумие, одержимость, создать физически неудобные и некомфортные ощущения для зрителя. media.contented.ru
Пример — фильм Ларса фон Триера «Догвилль» (2003). cyberleninka.ru Картина построена на звуковой сцене, без каких-либо реальных зданий или локаций, что создаёт ощущение клаустрофобии и замкнутости. cyberleninka.ru