Для развития внутреннего слуха и воображения музыканта можно выполнять следующие упражнения:
- Накапливать музыкально-слуховые впечатления. 3 Нужно вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как целостные произведения, так и их отдельные элементы (звуки, интервалы, аккорды). 3
- Следить по нотам за исполняемым произведением. 3 Полезно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках несколько раз и после попробовать представить прослушанное, только просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное. 3
- Развивать память и запоминать музыку глазами. 3 Для этого нужно взять небольшой несложный музыкальный фрагмент (например, 8–10 тактов) и дать себе ограниченное количество времени (2–5 минут). 3 За это время нужно запомнить отрывок без напевания мелодии вслух, а пропевая только мысленно и «ощущая» мелодию глазами. 3
- Петь «про себя» с чёткой, но беззвучной артикуляцией. 3 Нужно взять любую песенку, следить за текстом и петь её «про себя», не издавая звуки голосом, а только представляя в уме, как они звучат. 3
- Сочинять музыку без инструмента. 3 Сочинение без проигрывания и подыгрывания на инструменте поможет развить воображение и фантазию. 3 Например, можно сочинить простую одноголосную песенку или миниатюрную пьеску из 4–8 тактов, сидя с карандашом и нотной бумагой. 3
- Подбирать по слуху. 34 Для этого нужно хорошо представить себе, как мелодия звучит и какими нотами записывается. 3
Главное — регулярность и терпение, внутренний слух развивается постепенно. 4