Жанр производственной драмы в советской драматургии развивался следующим образом:
Изначально «производственные» пьесы считались соцзаказом, где главным было показать новый тип героя-труженика современного социалистического производства. elar.urfu.ru Первые произведения ставили перед собой чёткие задачи: показать новый характер труда, воспитать зрителя «в духе революционной активности на производстве». elib.cspu.ru
В 1970–1980-е годы в советской драматургии доминировала производственно-публицистическая драма, которую ещё называли «производственной», «социологической». cyberleninka.ru Зачастую это были пьесы-диспуты, поскольку само сюжетное действие строилось как сцена дискуссии. elib.cspu.ru Например, заседание парткома у А. Гельмана в пьесе «Протокол одного заседания» или полемика, которую ведут между собой герои И. Дворецкого в пьесе «Человек со стороны». elib.cspu.ru
Со временем первоначальный публицистический пафос стал глуше, но усилился анализ психологических аспектов отношений человека с социальным абсурдом. elib.cspu.ru Пример тому — эволюция А. Гельмана от пьесы-диспута «Протокол одного заседания» к остросюжетной социально-психологической драме «Мы нижеподписавшиеся» и к «психологическому эксперименту» в пьесах «Скамейка» и «Наедине со всеми». elib.cspu.ru
С 80-х годов характер пьес меняется: производственные конфликты приобретают нравственную направленность. elar.urfu.ru Теперь становится важным исследовать поведение героя в «правдивых обстоятельствах», обосновать его позицию и нравственный выбор. elar.urfu.ru
К концу XX века происходит спад производственной темы в драматургии, что связано с развалом производства, волной экономических кризисов, и обороты набирает «политическая» драма. elib.cspu.ru elar.urfu.ru
В XXI веке драматургию охватывает новый всплеск производственной темы, в которой на передний план выходят межличностные конфликты. elar.urfu.ru Общественная ценность человека начинает измеряться не его деловыми качествами, а уровнем нравственности, вернее, безнравственности. elar.urfu.ru