Жанр нон-фикшн в российской литературе развивался волнообразно. 3 В сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят выдуманных историй, а в относительно простые, устав от «сказок» и иллюзий, требуют неприкрытой правды. 3
В XVII веке в России появились первые печатные книги для детей, которые можно отнести к нон-фикшену в широком смысле. 2 Например, «Сказание о седми свободных мудростях». 2
В XVIII веке появился первый отечественный образец нон-фикшена со словом «философия» в заголовке — «Детская философия» Андрея Болотова. 2 Книга знакомила детей с устройством Вселенной, опираясь на современные достижения науки. 2 Также в этот период Николай Новиков издал первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». 2
Накануне революции в России издавали разнообразную детскую литературу в жанре нон-фикшен. 2 Она занимательно и с уважением к личности ребёнка рассказывала о последних достижениях науки и мире вокруг, используя практически все известные в наши дни форматы. 2
В советское время «литература факта» стала пользоваться огромным спросом. 3 В СССР одних только научно-популярных периодических изданий насчитывалось около тридцати, и такие журналы, как «Знание — сила» или «Наука и жизнь», выходили огромными тиражами. 3
В 1990-е нон-фикшн «смыло» волной западной беллетристики, в том числе фэнтези, хлынувшей на российский рынок. 3
В нулевые на смену ей пришла русская «попса», а к концу «десятилетия изобилия» одной «попсы» стало уже недостаточно. 3 Нон-фикшн стал попыткой уравнять, компенсировать беллетризацию современной жизни. 3
В начале XXI века жанр нон-фикшн, по мнению некоторых исследователей, переживает ренессанс. 9 Появилось много авторов, которым было что рассказать в форме «человеческого документа», с учётом фактуальной составляющей: «лихие 90-е», межнациональные конфликты, вынужденные переселения из бывших республик СССР, опыт выживания на постсоветском пространстве, опыт бизнеса и т. д.. 9 Среди таких авторов — З. Прилепин, Р. Сенчин, С. Шаргунов, Ю. Поляков, Т. Москвина и другие. 9