В эпоху романтизма жанр фортепианных концертов развивался, в частности, по следующим направлениям:
- Увеличение виртуозного начала. 1 Например, Н. Паганини открыл новую эру в инструментальной музыке — эру романтической виртуозности как средства особой эмоциональной выразительности. 3
- Отмена двойной экспозиции. 1 В первой части оркестр и солист выступали вместе. 1
- Отход от классического формообразования. 1 Романтики создали одночастный концерт двух типов: малой формы (концертштюк или концертино) и крупной формы, соответствующей структуре симфонической поэмы. 13
- Важность монотематизма и лейтмотивных связей. 13 В романтическом концерте эти принципы приобрели важнейшее значение. 1
- Проявление национальных особенностей композиторов. 2 Например, Э. Григ привнёс в романтический концерт жанровые признаки норвежского танца халлинга, а Ф. Шопен — мазурку. 2
- Уравнивание партий солиста и оркестра. 2 Так, И. Брамс уравновесил участников концерта: оба в одинаковом количестве проводили и развивали тематический материал произведения. 2
Переломными в эволюции жанра концерта считаются 30–40-е годы XIX века. 3 Среди композиторов, работавших в эту эпоху, — К. М. Вебер, Ф. Мендельсон-Бартольди, Р. Шуман. 3