В литературе фантасмагория претерпела эволюцию: роль, место и способы включения фантастического элемента не всегда оставались одинаковыми. 2
В ранних произведениях, например в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Вие» Н. В. Гоголя, фантастическое выходило на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы). 2 Оно было связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора. 2
В произведениях более позднего периода сильнее чувствовалась мистическая тревога автора, ощущалось присутствие чего-то зловещего в мире, возникало желание победить это смехом. 2 В «Петербургских повестях» фантастический элемент отодвигался на второй план сюжета, фантастика как бы растворялась в реальности. 2 Сверхъестественное присутствовало в сюжете не прямо, а косвенно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). 2
В искусстве фантасмагорические образы встречаются в различных видах искусства, таких как литература, кино, живопись, скульптура и музыка. 9
Одним из первых художников, который использовал фантасмагорию в своих работах, был Иероним Босх. 9 Его картины «Сад земных наслаждений» и «Корабль дураков» наполнены множеством фантастических образов, которые символизируют человеческие пороки и заблуждения. 9
В кино фантасмагорическими образами наполнены фильмы Тима Бёртона, такие как «Сонная Лощина» и «Эдвард Руки-ножницы». 9
К фантасмагории можно отнести самый первый в мире рисованный мультфильм с говорящим названием «Фантасмагория», выпущенный в 1908 году. 7 В жанре фантасмагории работал и французский кинорежиссёр Жан Виго. 7 В 1930 году он снял фильм «По поводу Ниццы», где фантасмагория показана как призрачная картина, получаемая при помощи оптических приспособлений. 7 В следующем фильме Виго — «Жан Тарис, чемпион по плаванию» — элемент фантасмагории работал уже на повествовательном уровне, демонстрируя «бред наяву» и «причуды в реальности». 7