Жанр этюда развивался от инструктивного произведения, предназначенного для развития техники, до художественно-концертного. 12
Карл Черни создал более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и типов техники, объединённых в циклы, например «Школа беглости пальцев», «Школа фуги». 5 При этом этюд Черни оставался произведением вспомогательного характера, его размер был строго ограничен поставленной целью. 1
С течением времени учебный материал этюда разросся, и цели его стали многообразны. 1 Этюд постепенно превратился из инструктивного в произведение, которое могло давать исполнителю не только техническую, но и художественную, образно-эмоциональную пищу. 12
Композиторы-романтики, такие как Ференц Лист и Фредерик Шопен, способствовали этому процессу. 25 Их этюды развивали новое отношение к инструменту, открывали новые звуковые возможности фортепиано. 2 В этюдах использовался комплекс средств: жанровые связи, фактура, гармония, динамика, педализация, и всё это было подчинено раскрытию яркого художественного замысла. 2
В начале XX века в эволюции жанра фортепианного этюда намечались стилистические изменения. 1 Виртуозная насыщенность этюда обогащалась звуковой энергией, ритмической чёткостью, динамической силой, что отвечало духу грядущей эпохи. 1
Некоторые композиторы, которые внесли вклад в развитие жанра: А. Скрябин, П. Чайковский, И. Стравинский, К. Дебюсси, С. Прокофьев и другие. 1
Современные композиторы продолжают развивать жанр этюда, используя опыт исторического пути его развития от инструктивной пьесы до высокохудожественного произведения концертного плана. 1 Например, создаются этюды для разных составов: «5 этюдов для фп. с оркестром» Мийо (1920), «4 этюда для оркестра» Стравинского (1929), «Симфонические этюды для оркестра» Хенце (1955) и другие. 4