Жанр эссе развивался, приобретая различные формы и направления, в зависимости от эпохи и национальных особенностей. 3
Мишель де Монтень ввёл эссе как особую жанровую форму в своих «Опытах». 1 Он использовал философские и физиологические наблюдения, заметки из дневника, художественный образ, практический совет, комментарии к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение. 1
В XVIII–XIX веках эссе стало одним из ведущих жанров английской и французской журналистики. 1 Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. 1
К XVIII–XIX векам в европейской эссеистике сформировались три основных модели: 3
К началу XX века сложилась четвёртая модель — академическое эссе, служащее преимущественно для проверки уровня знаний и логичности хода рассуждений абитуриента или студента. 3
В XX веке эссеистика пережила расцвет. 1 К жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж.). 1
К 1960–80-м годам произошла эссеизация повести и новеллы, а затем и романа авторов различных стран. 3
В XXI веке расширение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества получило название «эссеизма». 1
Эволюция жанра демонстрирует подвижность его родовых и видовых границ: эссе живёт в религиозной, проповеднической, философской, публицистической, искусствоведческой, критической и художественной литературе. 5