Жанр эпиграммы развивался от античности до современности следующим образом:
В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. 1 Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм: сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. 1
Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. — I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 15 книгах). 1 В римской — сатирическое творчество Марциала (I век н. э.). 1
Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской и латинской литературе Средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка (например, «Венецианские эпиграммы» Иоганна Гёте). 1
В новой европейской поэзии эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI—XVII веков. 1 Тогда же появились маротические эпиграммы, введённые Клеманом Маро — эпиграммы в виде сжатого живого рассказа. 1 Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер и Жан Батист Руссо во Франции, Готхольд Лессинг в Германии, Джон Оуэн в Великобритании, Александр Сумароков в России). 1
В России эпиграммы пришли вместе с европейским литературным каноном. 6 В этом жанре писали первые русские классицистические поэты: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир, Феофан Прокопович. 6 Особенно популярны эпиграммы были в XIX веке: тогда они стали орудием политической борьбы. 6
В XX веке в этом жанре продолжали работать поэты, например, прославился своими эпиграммами советский актёр Валентин Гафт. 6