Жанр эпической поэмы развивался с античности, когда основным предназначением таких произведений было описание героических событий, которые происходили в далёком прошлом. 34 Эти события обычно были значительными, эпохальными, повлиявшими на ход национальной и общей истории. 3
Некоторые ранние образцы эпических поэм: древнеиндийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. 13
В Средние века появляются, например, древнегерманский героический эпос «Песнь о Хильдебранде», англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» и героическая поэма на старофранцузском языке «Песнь о Роланде». 1
В период проторенессанса (переход от Средних веков к Возрождению) выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», в которой затрагиваются политические, философские, моральные, богословские темы. 14
В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. 1 Постепенно рамки жанра расширяются привнесением в поэму комического. 1
В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейские темы и высказывает собственные теологические взгляды. 1
В период предромантизма и романтизма на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. 1 Романтические поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). 1
Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. 1 В XX веке гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров. 1 Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. 1 Душевные переживания смешиваются с историческими событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Белого, А. А. Ахматовой. 1
В современности интерес к жанру эпической поэмы возрождается, что связано с новыми авторскими интерпретациями классических текстов и влиянием массовой культуры. 5 Эпическая поэма продолжает вдохновлять современных писателей и сохраняет свою актуальность как форма выражения человеческого опыта и ценностей. 5