Жанр экспромта в европейской музыкальной традиции развивался в XIX веке, в период становления романтического направления в музыке. 13 Это связано с повышенным вниманием к импровизации и непосредственности в лирическом выражении, которое является ключевым в эстетике романтизма. 3
Первое использование термина «экспромт» в качестве наименования музыкального произведения датируется 1817 годом и связано с творчеством чешского композитора Яна Вацлава Воржишека. 34 Он присвоил название «Экспромты» нескольким своим фортепианным произведениям (опус 7, 1822 год), после чего подобное наименование стали использовать и другие композиторы, включая Франца Шуберта и Фридерика Шопена. 3
В творчестве Шуберта наметились особенности будущих монотематических поэмных форм с чертами сонатности и миниатюры, своего рода «песни без слов». 1 Вместе с тем в его экспромтах ощутимы и генетические связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классической школы. 1
В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка экспромта как более крупной по форме пьесы. 1 В его экспромтах использована преимущественно сложная трёхчастная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными («этюдными» или «прелюдийными») крайними частями и кантиленной средней. 1
Со второй половины XIX века жанр экспромта становится достаточно редким и появляется в единичных сочинениях Скрябина, Форе и ряда других композиторов. 4
Возникновение экспромта в творчестве Шуберта и его дальнейшее развитие у Шопена, Шумана, Листа и других, по-видимому, связано с влиянием одноимённого поэтического жанра, распространившегося в Западной Европе и в России к концу XVIII — началу XIX веков. 2