Жанр чечётки (степа) в советском кинематографе развивался, несмотря на то, что с конца 20-х годов чечётка подвергалась гонениям со стороны властей как буржуазная забава, чуждая советским людям и вредная для их мировоззрения. mtdf.ru
Однако любители танца находили способы показать чечётку на эстраде через кружки художественной самодеятельности. cyberleninka.ru Например, существованию и развитию жанра чечётки-степа способствовало становление отечественного джаза, в первую очередь — коллектива под руководством Л. О. Утесова. mtdf.ru Он адаптировал степ на советской сцене в форме танцевально-игровой миниатюры. cyberleninka.ru
Некоторые этапы развития жанра в советском кинематографе:
- Фильм Г. В. Александрова «Цирк» (1936). cyberleninka.ru В нём героиня Л. П. Орловой выстукивала ритм чечётки на пушке перед своим полётом под куполом цирка. cyberleninka.ru
- Экспериментальный короткометражный фильм братьев Никитченко «Оптические перекладки» (1946). cyberleninka.ru В нём чечётка легла в основу фантастического сюжета, которую исполнял танцор В. Б. Зернов. cyberleninka.ru
- Фильм Э. А. Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). cyberleninka.ru В нём одним из номеров новогоднего концерта стал «Мексиканский танец» популярных в те годы братьев-степистов Гусаковых. cyberleninka.ru
- Фильм «Зимний вечер в Гаграх» (1985). www.kinopoisk.ru smotrim.ru По сюжету бывший звёздный танцор даёт уроки чечётки бесталанному юноше. www.kinopoisk.ru