В европейской скульптуре XVIII века жанр бюста развивался следующим образом:
- Широкое распространение получили мифологические и аллегорические сюжеты. 3 Они давали скульпторам возможность изображать обнажённое, главным образом женское и детское тело. 3 Эта тематика преобладала и в мелкой пластике, получающей в XVIII веке большое развитие. 3
- Художественное решение определялось стремлением к грации и изяществу форм. 3 Даже статуи королей теряли былую торжественность и величие. 3 Поиски утончённости и динамики лежали в основе композиционного решения почти всех скульптур. 3 Моделировка становилась мягкой, с рафинированным мастерством передавались тончайшие переходы светотени, в обработке поверхности пластическое начало нередко уступало место живописному. 3
- Скульптурный портрет получил заметное развитие, однако в первой половине столетия можно назвать немного значительных произведений этого жанра. 3 В придворных портретах преобладали внешне декоративные искания, и характеристика лиц теряла свою остроту. 3
Некоторые представители жанра бюста в европейской скульптуре XVIII века:
- Жан-Батист Лемуан (1704–1778) — характерный представитель рококо в пластике, создал большое количество памятников, скульптурных групп и портретных бюстов. 3
- Эдмон Бушардон (1698–1762). 1 Его, например, работа «Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса» (1750) считается первым произведением в стиле XVIII столетия. 1
- Жан-Батист Пигалль (1714–1785). 1 В его искусстве натуральная жизнь и искусственная оживлённость, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются. 1
На протяжении XVIII века бюсты создавались в единичных экземплярах и чаще всего по заказам. 4 Они хранились в императорских дворцах и особняках вельмож и не предназначались для широкой аудитории. 4