В период с 1650 по 1750 год в итальянской опере вырабатывались виды и формы арии, она становилась лирической кульминацией произведения. 1 Ария выполняла функции музыкального центра оперы, в то время как в речитативе обычно концентрировалось драматическое действие. 1
Складывалась типичная форма большой трёхчастной арии — ария да капо (aria da capo), в которой третья часть была повторением первой. 1 Ранние образцы арии да капо встречаются у К. Монтеверди. 1
В неаполитанской оперной школе, где сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития искусство сольного пения, ария да капо принимала иной характер. 1 У А. Скарлатти она представляла собой замкнутую форму, свободная реприза которой давала певцам широкие возможности импровизации. 1
Круг эмоций, которые отражались в арии, оставался ограниченным. 1 Обычно она воплощала один типический образ и выражала одно настроение. 1
К середине XVIII века назрел эстетический кризис оперы-сериа как «концерта в костюмах», где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. 4 Это привело к творческим исканиям итальянских композиторов, которые стремились усилить роль драматизированного речитатива в драматических кульминациях, углубить выразительность пения, расширить функции оркестра. 4
Важнейшим рубежом в развитии арии явилась оперная реформа К. В. Глюка. 1 Ария, выражавшая ранее немногие типизированные состояния, превратилась в органический элемент музыкально-драматического действия, передающий всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации. 1
У В. А. Моцарта старые оперные формы наполнялись новым содержанием и органически связывались с действием. 1 Появлялись новые виды арии, например, концертная ария с инструментальным сопровождением. 1