Вопросы к Поиску с Алисой
Термин «лейтмотив» появился во второй половине XIX века, но сама идея лейтмотивности существовала и раньше. cyberleninka.ru
Принцип лейтмотива был намечен уже в одной из самых ранних опер («Орфей» Монтеверди, 1607). www.belcanto.ru Затем он претворялся в творчестве Моцарта и французских композиторов конца XVIII — начала XIX века: Гретри, Лесюэра, Керубини, Мегюля и других. cyberleninka.ru
Подлинная история лейтмотива связана с немецкой романтической оперой (Вебер, Гофман), где лейтмотив становится средством воплощения основного идейного содержания. cyberleninka.ru
В XIX веке лейтмотиву отводится ведущая драматургическая роль. cyberleninka.ru Это связано с необходимостью передачи не только характеров и отдельных драматических ситуаций, но самого процесса действия. cyberleninka.ru
Начало лейтмотиву как самостоятельному принципу в инструментальной музыке положил Г. Берлиоз в своих программных симфониях, первая из которых — «Фантастическая симфония» — была написана в 1830 году. cyberleninka.ru
Вагнер вывел явление лейтмотивизма на новый уровень, создав тотальную лейтмотивную систему. cyberleninka.ru В его поздних музыкальных драмах, особенно в тетралогии «Кольцо нибелунга», лейтмотивы не только отражают узловые моменты драматического действия, но и пронизывают собой всю музыкальную, преимущественно оркестровую, ткань произведения. www.belcanto.ru
В русской музыке принцип лейтмотивизма нашёл разнообразное отражение в операх Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, но был предвосхищён музыкальными драмами Даргомыжского и Мусоргского. cyberleninka.ru
Таким образом, лейтмотив прошёл эволюцию от единичного явления до принципа, который охватывает всё произведение и более того — почти все крупномасштабные жанры определённого исторического периода — романтизма в музыке. cyberleninka.ru