Профильный ракурс в изобразительном искусстве развивался следующим образом:
- В период палеолита предки современного человека создавали образы себе подобных, при этом животные и люди, как правило, изображались в профиль. 1
- В Древнем Египте выработали сложный канон изображения человека, при котором голова изображалась в профильном развороте, а тело — в фас. 2 Аналогично изображались фигуры в искусстве майя, ассирийском искусстве, ранней форме древнегреческого искусства — древнегреческой вазописи. 2
- Чёткий рисунок профиля делал его удобным для чеканки по металлу. 2 Профильные изображения животных (символов богов или племён), а позже людей чеканились на монетах, начиная с Лидийского царства (где в 6 в. до н. э. впервые были отчеканены деньги). 2
- В эпоху Средневековья ракурс использовался в качестве инструмента передачи смысла изображения в тех случаях, когда это было оправдано с религиозной точки зрения. 4
- В эпоху Возрождения становится популярным поворот лица на картине «три четверти», этот приём всё чаще используется при выполнении заказов на одиночные портреты. 1 Первым, кто полностью «развернул» лицо на картине к зрителю, анфас, стал Альбрехт Дюрер, создавший в 1500 году автопортрет. 1
- В дальнейшем устаревшая манера создания портрета постепенно сходила на нет. 1 К профилям обращались лишь при необходимости, когда того требовали сюжет и композиция картины. 1
Таким образом, профильный ракурс на протяжении истории изобразительного искусства был связан с различными культурными традициями и требованиями эпохи, отражая мировоззрение и мироощущение человека того времени. 4