Образ женщины в мировой литературе и философии развивался следующим образом:
- В античности литература маскировала и смягчала униженное положение женщины, воспевая любовь и возвышенные любовные отношения между мужчинами и женщинами. 2 Нарицательными женскими образами того времени стали Беатриче, Лаура, Изольда, Джульетта, Дездемона, Офелия. 2
- В романтической прозе XVIII века и в литературе XIX века появляется образ женщины, отстаивающей своё счастье, борющейся за свои интересы. 2 Эта борьба неизбежно приводила к социальному протесту, чаще всего бессильному и пассивному. 2 Примеры таких образов в русской классической литературе XIX века: Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Анна Каренина. 2
- С середины XIX века женщины всё основательнее входят в литературу как люди, которые сами прокладывают себе путь в жизни и при этом приносят социальную пользу обществу. 4 Так появляется новый образ — Вера Павловна из романа Чернышевского «Что делать?» (1863 год). 4
- В литературе XX века главным становится образ женщины, активно строящей новую жизнь, равноправной с мужчинами и свободной в социальном отношении. 2 Например, такие образы встречаются в произведениях Р. Роллана, М. Горького, М. Ауэзова, С. Муканова, С. Ерубаева, Г. Мусрепова. 2
В философии мыслители Серебряного века давали высокую оценку женственности, признавали несправедливым положение женщины как существа второсортного, но подчёркивали, что равенство мужского и женского начал не означает тождества. 5
Эволюция образа женщины в литературе отражает изменения в социальных нормах и культурных представлениях на протяжении времени. 1