Образ волшебной страны чудес в мировой литературе развивался следующим образом:
- Льюис Кэрролл создал сказку «Приключения Алисы в Стране чудес», в которой обособленно-замкнутый мир привлекателен своей целостностью, завершённостью и «волшебностью». 3 Чудеса в нём обыденны и естественны, они являются частью повседневности этого мира и жизни его обитателей. 3
- Макдональд построил мир своих книг на основе фольклорных сюжетов, греческой мифологии, Платона, немецких романтиков и Библии. 2
- Милн создал мир на основе разговоров с маленьким сыном, наблюдений за его играми и конкретных мест в лесу рядом с домом. 2
- Уильямс использовал материал, заимствованный у Платона, Данте и изотерической традиции. 2
- Толкин построил мир на основе реальности языка и германо-скандинавской мифологии. 2
- Сюзанна Кларк — на основе языкового материала Диккенса и Остин и культуры викторианской Англии. 2
- Пулман — на основе наследия Мильтона, Блейка и Льюиса. 2
- Роулинг — на основе классического английского романа, христианской традиции и древних языков. 2
Каждый автор придавал создаваемому им миру реальность собственными средствами, но при этом никто ничего не выдумывал: все миры строились из кусочков первичной реальности. 2