Первоначально в эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. 1 Самая ранняя иконографическая формула апофеоза сформировалась в Древнем Риме и включала изображение квадриги, поднимающейся по диагонали, причём она ещё не окружалась ореолом света. 2
В эпоху Возрождения название явления было перенесено на его изображение в живописи и театре. 1
В эпоху барокко особенно обильными стали изображения католических святых, которые изображались возносящимися на небеса сонмом ангелов. 12 Часто на подобный сюжет писали алтарные картины, но он был распространён и в украшении потолочных плафонов, где в изображении неба художники использовали эффект обманки. 1
В светских произведениях того же периода часто изображали военного или государственного лидера, полководца или монарха, на запряжённой конями колеснице возносящимся в небеса. 12 Голову персонажа часто увенчивала крылатая богиня. 1 Картина могла создаваться уже не после смерти, а ещё при жизни заказчика, увековечивая, таким образом, не вознесение его души на небеса, но и его земные успехи, становясь аллегорическим изображением победы. 1
В классицистический период изобразительного искусства светская тема апофеоза сохранилась, хотя тема вознесения святых из него уже практически исчезла. 1 Изобразительные средства оказались весьма востребованы в творчестве французских художников-классицистов, творивших в эпоху Наполеона, а также его наследников. 1
В архитектуре в стиле барокко были характерны архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы. 3 Например, фреска Андреа Поццо «Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694) в римской церкви Сант-Иньяцио ди Лойола считается шедевром иллюзорной живописи и одним из величайших достижений искусства барокко. 4